Отступать некуда, позади…….

03.04.2020

На планете набирает силу глобальный комплексный кризис, в том числе экономический. В нашей стране он (кроме пандемии) может быть усилен неадекватной системой управления, падением цен на углеводороды и курса рубля, начавшимся процессом «сверхбыстрого расходования» золотовалютных резервов (ЗВР) (на 30 млрд. долларов всего за одну неделю), а главное ускорением процессов роста тотальной неконкурентоспособности российского бизнеса.

Есть конечно надежда, что нефть подорожает, рубль укрепиться, деловая активность после пандемии\кризиса возрастёт, а к власти придут умелые и этичные руководители (аналогично Примакову ы кризис 1998 года), но, боюсь это будет не скоро, а только тогда, когда бизнесу, народу и «элите» «отступать будет уже некуда».

С кризисом, процесс перекладывания на бизнес проблем, которые не хочет (или не может) решать правительство, - будет только усиливаться. Например, как «само собой разумеется», принято решение профинансировать «апрельские каникулы 2020» за счет работодателей, заговорили (и это в кризис-то) о новых налогах и др. 

Вопреки инстинктам самосохранения, руководство страны готовит для бизнеса, предпринимателей и даже части населения новые поборы и изъятия для: пополнения казны, «исполнения наказов избирателей», выполнения социальных обязательств, сохранения особо важных предприятий (в основном монополистов), на борьбу с санкциями, террористами, пандемиями, внутренними и внешними врагами и т. п. 

Это ещё больше понизит конкурентоспособность отечественных производителей товаров и услуг, что, в свою очередь, приведёт к снижению налогооблагаемой базы и, как следствие, к искушению её пополнить за счёт и так уже убыточного бизнеса. Порочный и всем известный заколдованный круг замкнется затягиванием и усугублением кризиса.

В теории всё просто и всем известно: доходы должны быть больше чем расходы, плюс резервы. То есть, если доходы страны от продажи сырья упали, то надо и\или компенсировать выпадающие доходы мерами по повышению конкурентоспособности налогоплательщиков и увеличению их налогооблагаемой базы и\или снижать расходы.

Однако, к сожалению, привыкшие к нефтегазовым доходам: все уровни власти, «около государственные» структуры, монополисты, многие бизнесы и население, - вряд ли в короткие сроки научиться жить по средствам.

 Поэтому, вероятно придётся, каждому в нашей стране научиться этой формуле на своей шкуре и ситуация не улучшится пока большинство россиян и прежде всего т. н. элита, не поймут, что «отступать некуда», что всё само-собой не нормализуется, а надо (оттолкнувшись от «последнего рубежа» - «жертвенно» самому лично идти в наступление.

Пока, нужного для такого понимания, уровня необходимости – не наблюдается. Также, как и в начале ВОВ в 1941 году идёт: якобы управляемая ситуация, благодушие, «отход на заранее подготовленные позиции», массовый сброс ответственности (в том числе и на пандемию), поиск внутренних врагов, надежда на резервы (в нашем случае на ЗВР) и т. п. такая же ситуация наблюдалась перед дефолтом (т. е. узаконенным «кидаловом») 1998 года.

Мы ещё не «отступили до Москвы», не осознали всего ужаса своего положения, не организовали «естественный отбор» по дееспособным полководцам (лидерам) военного времени, способными изменить ситуацию и не заменили ими деятелей, не подходящих на роли кризисных менеджеров.

Мне такая ситуация напоминает события по кризису на КАМАЗе конца 90-стых годов прошлого века. Тогда «элита автогиганта» никак не хотела понимать и принимать, что затраты на один автомобиль составляют не «ожидаемые ими» 3 млн. руб. и даже не 30 млн., а все 300 млн. рублей, так-как, на мизерный выпуск (доходы) приходилось списывать все расходы простаивающих мощностей, а главное, - огромные банковские проценты и штрафные санкции за неплатежи.

Понимания не наступало, пока конвейер в 1998 году не встал окончательно, долги за заработную плату составили несколько лет, а у растерявшихся топ-менеджеров начали возникать мысли о банкротстве (капитуляции).  Кстати, в этот же год произошло «условное банкротство правительства РФ».

В это время активизировалась т. н. спящая ячейка. Это камазовцы, которые годами собирались сначала под эгидой инженерного клуба, а затем клуба без названия. Ими были организованы: доведение до руководителей всех уровней информации о реальном положении дел, сбор дееспособных и не безразличных специалистов, мозговые штурмы, а затем инициирован Антикризисный комитет во главе с результативным руководителем.

Началась реальная работа по снижению расходов и потерь буквально по каждой статье, через несколько месяцев заработал конвейер, а ещё через несколько лет КАМАЗ рассчитался с основными кредиторами.

Этому процессу, в определённой степени помогло то, что после дефолта в правительство мудрого Примакова вошли реальные и сравнительно этичные «антикризисные менеджеры».

Разумеется, после «победы над кризисом» «антикризисные менеджеры» как в Стране, так и на КАМАЗе были заменены на «расторопных тыловиков», а Примаков и ему подобные отправлены руководить структурами типа ТПП.

Данный опыт КАМАЗа и страны по выходу в 1998 году из кризиса, может быть использован и в настоящее время, в том числе в части повышения конкурентоспособности бизнеса. Тогда Антикризисный комитет организовал на всех уровнях управления, анализ по каждой статье себестоимости продукции, наметил реальные мероприятия по повышению каждой составляющей её конкурентоспособности и назначил конкретных ответственных по каждому направлению работы.

А теперь представим себе, что на всех уровнях управления РФ, включая федеральный, всем чиновникам установили основной показатель оценки их деятельности - “динамика повышения конкурентоспособности бизнеса” исходя из закрепленных за ними функций (территорий).

Наивно полагаю, что если обеспечить объективную оценку и конкретную ответственность за выполнение данного показателя, то это может существенно повысить уровень чиновничьей необходимости в реальном увеличении конкурентоспособности бизнеса и, следовательно, налогооблагаемой базы.

Поэтому не удивлюсь, если после такого решения, на всех уровнях возникнут Антикризисные комитеты (штабы, центры) в которые, кроме чиновников, войдут под эгидой ТПП, не свадебные генералы, а битые успешные, а главное заинтересованные предприниматели. 

Совместными с мотивированными чиновниками усилиями, будут обязательно найдены и осуществлены самые оптимальные решения и отечественный бизнес вместе со всей страной начнет не только выживать и экономить, но и конкурируя на мировых рынках, - обеспечивать достойную жизнь всех россиян.

Надеюсь, что в нашей стране уровень необходимости в эффективных изменениях, как можно быстрее приведёт к пониманию, что отступать некуда и надо работать, зарабатывать, жить по средствам, обеспечивать бизнесу реальные условий для развития, повышения конкурентоспособности и зарабатывания, после чего оттолкнувшись от «последнего рубежа», мы, так же как когда-то под Москвой, пойдём в контрнаступление» на созданный нами же кризис.

 

Экс. Главный бухгалтер КАМАЗа,
заслуженный экономист РФ,
заместитель председателя экспертного
совета предпринимателей при ТПП Н. Челнов                                             Е.Л. Гольдфайн



Поделиться:

Возврат к списку



Яндекс.Метрика