Потребительский уровень в СССР и РФ. Сравнение заслуженного экономиста РФ

Потребительский уровень в СССР и РФ. Сравнение заслуженного экономиста РФ

19.02.2021

Вопрос:

Каждый четвертый россиянин планирует сделать ремонт в квартире или купить мебель в текущем году (26%). Второй по популярности статьей расходов, запланированной нашими соотечественниками, является туристическая поездка - ее хотят совершить 20% россиян.

На третьем месте находятся планы по приобретению бытовой техники (15%), на четвертом - прохождение обучения (12%), на пятом - покупка мобильного телефона (11%).

Говорит ли желание россиян улучшить свое жилье и отдохнуть о постепенном восстановлении финансового состоянии граждан после тяжелого 2020 года или же список трат в таком порядке наблюдался и в прошлом году, в том числе, когда пандемия коронавируса только началась?


Ответ:

Желание россиян отремонтировать свое жилье и отдохнуть не говорит о постепенном восстановлении финансового состоянии граждан после тяжелого 2020 года, так как за время пандемии их финансовое состояние ухудшилось почти на 9%, а больше свидетельствует о нежелании россиян тратится только на еду\коммуналку и на "антикризисные подушки".

Основной список потребительских предпочтений граждан говорит, как об уровне стоимости рабочей силы в стране, так и о стоимости жизни и связанной с этими показателями конкурентоспособностью производимых отечественных товаров\услуг, а также конкурентоспособности экономики страны в целом.

К сожалению, у нас приоритеты в потреблении за последние 50 лет претерпели только незначительные изменения. Так же[Е1] , как и полвека назад в основных приоритетах у людей были: ремонт, мебель, туристический или дачный отдых, бытовая техника и у некоторых семей (при бесплатном образовании) -«софинансирование содержания студентов».

Однако вместо нынешнего мобильного телефона советские граждане больше тратились на: книги, пластинки\кассеты, печатание фотографий, кино, концерты и междугородние переговоры. В настоящее время большинство этих потребностей обеспечивают цифровые технологии и, скорее всего, эта статья расходов в 2021 году будет особо защищена при любом возможном секвестровании (урезании) семейных бюджетов.

Так же, как и в СССР, опрошенные в 2021 году россияне, - не планируют улучшать свои жилищные условия (несмотря на возможности, предоставляемые т. н. «льготной ипотекой»), не упоминают плановые расходы на покупку автомобиля, расходы на инвестиции и в другие инструменты финансового рынка, в страховые и пенсионные фонды, на благотворительность, здоровье, духовное и культурное развитие, на создание и расширение своего бизнеса, на не туристические и не гастрономические развлечения и т. п.

Данные траты являются приоритетным достоянием граждан отдельных т. н. развитых стран с пока ещё высокой стоимостью рабочей силы и конкурентоспособными экономиками.

Получается интересная зависимость: для того, чтоб развивать экономику, необходимы более масштабные потребительские мечты людей, а также их непреклонные вера и желание работать и зарабатывать на их реализацию, а государство должно создать условия и механизмы для всемерного содействия осуществлению этих вдохновляющих людей предпринимательских и потребительских планов, а такое, в свою очередь, возможно только при создании развивающейся и конкурентоспособной экономики.

Этот замкнутый круг, может разорвать этичное правительство, реально заботящееся о благе народа и создающее условия для предпринимательства, развития новых технологий, а также для такого производства конкурентоспособных товаров и услуг, которое бы обеспечивало непрерывный рост компетентности и стоимости рабочей силы.

Альтернатива этому варианту, - рассчитать, в т. ч. по опросам ВЦИОМ, величину и структуру пакета выживания из "хлеба и зрелищ", который бы не приводил к социальным взрывам и попытаться временно обеспечивать этот минимальный потребительский уровень за счет остатков бизнеса и сырьевых ресурсов.

При этом, так же, как в СССР, желательно организовать работу мобилизационной экономики, определенный железный занавес от врагов и «примеров лучшей жизни», ввести официальные привилегии отдельным сословиям и тотальное идеологическое прикрытие данной системе управления страной.

Однако, эта "альтернатива" может привести к повторению советского "потребительского недовольства", когда «широкие народные массы» постепенно поняли, что власти и действовавшие тогда экономические механизмы не в состоянии обеспечить их возросшие на западных примерах и образцах потребности.

У советских граждан наступило твердое понимание, что «так дальше жить нельзя», что можно внедрить более эффективные управления страной и экономикой, развить предпринимательство, использовать оптимальные механизмы, решения и технологии, а главное, что можно и без этой власти (элиты) резко повысить стоимость их рабочей силы и уровень потребления.

И это осознание людей, - было началом конца великой социалистической державы, где верхи не могли, а низы уже не хотели жить по-старому, а экономика которой так и не смогла стать более конкурентоспособной чтобы обеспечить необходимый уровень потребления.

 

Отвечает заместитель председателя Экспертного совета предпринимателей при ТПП г. Набережные Челны, заслуженный экономист РФ Гольдфайн Е.Л.





Поделиться:

Возврат к списку



Яндекс.Метрика