Прогрессивная шкала НДФЛ (справедливость и конкурентоспособность)

Прогрессивная шкала НДФЛ (справедливость и конкурентоспособность)

13.04.2021

Налоговым резидентам РФ пора готовиться к тому, что с 2021 года будет применяться повышенная ставка НДФЛ к доходам, которые суммарно превышают 5 млн руб. за календарный год. Доходы до 5 млн руб. будут облагаться налогом, как и прежде, по ставке 13%, а суммы сверх данного рубежа — по ставке 15%.

И это, по замыслам определенных политиков и государственных деятелей, - только первый этап постепенного перехода к полноценному прогрессивному подоходному налогу с одних слоев населения и, за счет этого, - освобождением от НДФЛ т. н. малообеспеченных граждан.

Аргументация для такой политики – это призыв к справедливости, когда бедные не должны становиться еще беднее платя налоги на содержание государства, а богатые имеют возможность платить существенно большие налоги на общественные нужды, в т. ч. вместо бедных и от этого не сильно пострадают.

Однако мне несправедливость НДФЛ видится совершенно в другом аспекте. Чем больше человек зарабатывает, тем больше он отдает Обществу\государству, хотя сам потребляет столько, же, сколько и другие граждане. Было бы справедливо, если бы, например, доходы граждан свыше одного миллиона рублей облагались бы по меньшей ставке, а после годового дохода в 5 млн. руб. – НДФЛ вообще бы не взимался.

При этом, могут сохраняться и даже усиливаться налоги на условное сверх. потребление, например, налог на автотранспорт, налог на недвижимость в части кадастровой оценки жилья и в части повышенных ставок после определенной стоимости жилья, акцизы на дорогие предметы, повышенные тарифы на сверхнормативное использование энергетических и иных ресурсов.

В то же время, надо понимать, что многие высокооплачиваемые граждане являются предпринимателями, которые уже «поделились» с Обществом и государством налогами со своего бизнеса, страховыми, пенсионными и другими платежами, как со своей зарплаты, так и с заработных плат персонала из созданных ими рабочих мест.

Однако, вместо благодарности, чем больше их бизнес генерирует платежей на заработную плату, тем меньше сравнительно высокооплачиваемым гражданам РФ достается доля от их соц. перечислений, при использовании социальных и Пенсионного фондов.

И в этом тоже заключается элемент несправедливости, при котором одни граждане фактически финансируют не только большую, чем другие граждане, долю гос. расходов, но и часть больничных и пенсий т. н. малообеспеченных граждан.

Лишение определенных слоев населения права называться налогоплательщиками (под пламенные призывы борьбы с бедностью), - еще больше обрушит основы так и не зародившегося у нас полноценного института гражданского общества.

На любые справедливые требования об ответственности чиновников перед налогоплательщиками уже сегодня звучат искренние по убежденности ответы, что не их (чиновников) содержат налогоплательщики, а они с помощью тубы кормят граждан и те за это должны умерить свои контрольные и гражданские амбиции.

Что-то подобное уже было в нашей истории, когда после отмены т. н. «Юрьева дня» ответственность за сбор податей с единственной тогда ресурсной базы - крепостных крестьян. - окончательно перешла к их помещикам, без обеспечения для крестьян каких-либо реальных прав на справедливость.

Сегодня в РФ при уменьшении доходов от «трубы» и возрастания потребностей в гос. расходах, - основной ресурсной базой для налоговых и приравненных сборов, - становится бизнес и высокопрофессиональные, сравнительно много зарабатывающие граждане.

Поэтому, в отсутствии гражданского общества и политиков, защищающих истинно справедливые и рациональные экономические отношения, - взоры чиновников и популистов обратились к этой категории граждан.

Эти – то «богатеи» должны поделиться и направить свои дополнительные средства на борьбу с бедностью, покрытие расходов гос. аппарата, потерь от деятельности т. н. «эффективных менеджеров», а также на подготовку к противостоянию враждебному окружению России.

Мы уже проходили аналогичные процессы введения прогрессивной шкалы налогообложения, когда после НЭПа Сталин и К, обратили внимание на имеющуюся в СССР ресурсную базу – производителей сельхоз. продукции, а также других частных производителей и, сначала существенно, а затем и запредельно «прогрессивно» подняли налогообложение этих граждан.

При этом, так же, как и сегодня, такие действия горячо одобрили чиновники гос. аппарата, работающие не более 8 часов работники, никогда не имевшие своего дела, а также мало результативные и беднейшие слои населения, вообще не способные платить на содержание государства.

В результате внедрения такой «прогрессивной шкалы налогообложения», - Страна на несколько лет погрузилась в товарный дефицит, голод, отсутствие мотивации к производительному труду, а главное - в катастрофическое вымывание предпринимательского слоя.

Не хотелось бы не продуманными «реформами НДФЛ» повторять ошибки прошлого, еще больше подавлять предпринимателей и высоко результативных граждан и к уже имеющимся в стране экономическим проблемам добавлять новые.

13% НДФЛ для всех и 6% ЕНВД для МСБ – это то, чем мы можем по праву гордиться и что составляет немногочисленное конкурентное преимущество РФ. Нельзя терять хотя бы этой составляющей нашей конкурентоспособности.

 

Заслуженный экономист РФ, заместитель

председателя экспертного совета

предпринимателей при ТПП Н. Челнов             Е.Л. Гольдфайн


Поделиться:

Возврат к списку



Яндекс.Метрика