Евгений Гольдфайн назвал возможность построения баланса между интересами экологов, регоператора и бизнеса

Евгений Гольдфайн назвал возможность построения баланса между интересами экологов, регоператора и бизнеса

21.04.2021

Евгений Гольдфайн назвал возможность построения баланса между интересами экологов, регоператора и бизнеса

Доходность ценных бумаг основных «мусорных компаний» в ЕС за последние 5 лет составляла от 19 до 22 % годовых и это не предел, исходя из перспектив европейских и планетарных «зеленых проектов».

               Так, несмотря на споры ученых относительно или планетарного потепления, или планетарного похолодания, соглашение по климату и сопутствующие документы взяли долгосрочный разгон, инвестиции развитых стран в экологические технологии резко возросли и вскоре развивающимся странам, включая РФ, придется платить владельцам этих технологий за превышение «экологических нормативов» при производстве товаров и услуг.

Разумеется, такие перспективные финансовые потоки не могли остаться без внимания федеральной и региональных элит, а порядок в «мусорных делах» было решено наводить с помощью монопольных региональных операторов и за счет существенного повышения «мусорной нагрузки» на региональный бизнес.

Обычно такая нагрузка на бизнес рассчитывается КМ региона, исходя из фактически сложившихся платежей предыдущих периодов, сумм льгот по тарифам для населения, планов по наведению порядка в администрировании сбора платежей, планов по инвестиционным «экологическим проектам», интересов федеральных и региональных учредителей, кураторов, партнеров и интересантов регоператоров и др., после чего Госсовет РТ утверждает тарифы.

При этом, искренние экологи типа депутата Госсовета РТ Николая Атласова (https://www.business-gazeta.ru/blog/505705), которые лоббировали повышение расходов на экологические проекты, оказались жестоко обманутыми относительно фактических действий регоператоров, в том числе и в части темпов наращивания раздельного сбора и переработки отходов.

Однако в настоящее время данные о необоснованно возросшем уровне «мусорной нагрузки» на татарстанский бизнес, а также о величине инвестиционной составляющей тарифов на бизнес, пошедшей в прибыль регоператора, объявлены ООО «Гринтой» коммерческой тайной, никаких претензий к своей деятельности монополист не принимает, а по всем вопросам отсылает в КМ и в Госсовет РТ.

С учетом того что ни одного судебного иска регоператор не проиграл, а гласные и негласные соглашения с регоператорами никто отменять не собирается, то борьба бизнеса за «справедливую мусорную нагрузку» предстоит не столько в мало результативных юридических спорах с монополистом, сколько в расчетах динамики конкурентоспособности татарстанского бизнеса и на базе этих расчетов политическом давлении бизнеса на Партию власти (ЕР), КМ и Госсовет РТ, а главное на Президента РТ.

Я уверен, что глава Республики найдет способ уменьшить аппетиты мусорных монополистов, если увидит, как и сколько татарстанский бизнес с увеличенной «мусорной» и иной нагрузкой проигрывает в своей конкурентоспособности не только китайцам, но и многим другим регионам РФ.

Для принятия решений о «справедливых» и адекватных тарифах и условиях работы с отходами в регионе и понимания ситуации с «мусорной нагрузкой» на татарстанский бизнес крайне необходимы официально признанные и проверенные ТПП, омбудсменом, КМ и депутатами Госсовета РТ следующие фактические данные и аналитика:

 -динамика расходов на ТБО бизнеса и домохозяйств в РТ и в каждом населенном пункте, в том числе как они изменились за последние 5 лет;

- доля расходов на ТБО на рубль ВВП региона, на средний доход домохозяйства;

- сколько в регионе стали платить за 1 тонну, за 1 кубометр в динамике за 5 лет;

- какова инвестиционная составляющая в тарифах и в фактических платежах, как она используется и какова рентабельность у монополиста;

- сколько на тонну\куб ТБО фактически списывается заработной платы, инвестиций и начисляется дивидендов региональным монополистом и его подрядчиками;

- какова ситуация с экологическими показателями в регионе, привлечением новых технологий и инвестиционными обязательствами регоператора;

- динамика показателей, характеризующих наведение порядка в «мусорной сфере» от действий регоператора и уровень его организационно-управленческой эффективности и клиентоориентированности;

- качество администрирования регоператором работы с ТБО в регионе и его координация с деятельностью природоохранных, правоохранительных и общественных структур, в том числе уровень охвата услугами регоператора источников образования отходов в регионе;

- натурально-стоимостной баланс всех отходов региона, в т. ч. с данными сданных отходов в места захоронения и переработки, а также с данными об отклонениях между нормативами образования и фактически принятыми регоператором отходами, с данными об объемах отходов, выпавших из учета и являющихся зоной ответственности правоохранительных и природоохранных структур;

- уровень потери конкурентоспособности законопослушными клиентами регоператора в сравнении с бизнесами, грубо нарушающими природоохранное законодательство и в результате получающими необоснованные конкурентные преимущества;

- доля условного субсидирования региональным бизнесом расходов населения на ТБО, через разницу в тарифах на ТБО для населения и для бизнеса;

- факторный анализ этих и других показателей (в основном по уровню нагрузки на бизнес) с обязательным сравнением в динамике с учетом инфляции с аналогичными показателями других регионов РФ, а также с КНР и ЕС.

Запрос этих и иных данных от сотрудников ООО «Гринта» в рамках работы группы при ТПП Н. Челнов остался без ответа или в предоставлении части данных было отказано под предлогом коммерческой тайны. 

Есть надежда, что депутатские запросы и авторитет омбудсмена позволят получить информацию и определиться с фактической, а не с субъективной оценкой «мусорной ситуации» в РТ.

После анализа данных и понимания проблем конкурентоспособности татарстанского бизнеса в РТ возможно построение баланса между интересами: экологов, регоператора и МСБ, в т. ч. можно будет рассматривать следующие предложения:

                Включить в показатели оценки глав регионов и сотрудников нижестоящих структур показатель – «Динамика конкурентоспособности регионального бизнеса».

Предоставить право органам власти Субъектов РФ вносить ежегодные корректировки на понижение тарифов услуг по ТБО для бизнеса, исходя из оптимизации нагрузки на региональный бизнес и уточнений необходимого уровня расходов на работы с ТБО в регионе.

Так как тарифы для регионального оператора содержат инвестиционную составляющую, то исходя из отрицательного опыта смены регионального оператора Республики Дагестан, предлагается при назначении регоператора и заключения с ним уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации соглашения– устанавливать в этом соглашении конкретные обязательства регоператора по инвестиционному финансированию объектов инфраструктуры, технологий, транспортного, и технологического оборудования, а также обязательства по безвозмездной передаче этих объектов в распоряжение органов власти региона или «сменяющего регионального оператора», в сумме не менее инвестиционной составляющей, заложенной в тарифы с фактически полученных регоператором сумм за услуги.

Часть ТБО используются в качестве «вторсырья» для нужд самих сдатчиков ТБО, например, отопления и ГВС в твердотопливных котлах, откорма животных, производственных нужд, дорожного и иного строительства. В этих случаях, расчеты нормативов на сдачу отходов составляются по данным заявителя без документального подтверждения движения ТБО и могут оспариваться рег. оператором только в судебном порядке.

В методику расчета нормативов образования ТБО и в типовой договор включить пункт, по которому заявитель может корректировать для себя нормы образования ТБО исходя из сложившегося за последние 3 года факта образования ТБО, с учетом частичной компенсации рисков исходя из повышенных тарифов за образование сверхнормативных (сверх заявленных) ТБО.

Включить в типовой договор и в другие нормативные документы пункт о том, что в связи с заведомой разницей в юридической и иной компетентности, используемой при построении договорных отношений между регоператорами и их клиентами, рассматривать выбор сторонами невыгодного для клиента варианта взаимоотношений, как имеющего признаки мошенничества и подлежащего, по первому требованию клиента - переоформлению на более выгодный для клиента вариант взаимоотношений.

Внести в типовой договор пункт о запрете предъявления и получения регоператором оплаты за не оказанные услуги, в т. ч. если клиент не «набирает» объемов ТБО для сдачи регоператору, определенных расчетными нормативами и заявкой;

Заложить в типовой договор и в другие нормативные документы, ответственность регоператора (в т. ч. в штрафах, сниженных тарифах и др.), за получение (предъявление) средств за не оказанные услуги (в объемах, весе, расстояниях и т. п.), исходя из прецедента возбуждения уголовного дела в Республике Дагестан за незаконное обогащение регоператора за экономию, исходя из замены маршрута с заложенным в тарифы расстоянием до полигона на более короткий маршрут до якобы пункта временного хранения ТБО.

В соглашение, заключенное уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации с регоператором, включить обязательства регоператора относительно направления им на инвестиционные программы, согласованные с органами власти Субъекта РФ, суммы, полученные с заказчиков, превышающие средние величины платежей вес за последние 5 лет

на ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, исходя из фактических платежей за объемы и вес ТБО.

Соглашение должно содержать также обязательства регоператора по безвозмездной передаче инвестиционных объектов и технологий, созданных за счет этих средств органам власти субъекта РФ или в распоряжение другого, действующего в регионе регоператора, сменившего передающего.

В соглашение и в типовой договор заложить ответственность регоператора за построение эффективной системы управления своей деятельностью, за обеспечение уважительной и оперативной организации работ с клиентами, за создание системы снижения потерь при работе с ТБО и не превышения установленных рег. оператору органами власти субъекта РФ показателей, долей расходов на оказание услуг по обращению с ТБО на рубль ВВП, региона, на средний доход домохозяйства, на 1 тн.\1 кубометр ТБО и др.

В связи с созданием условий для злоупотреблений региональным оператором своим монопольным положением, необходимо изменить порядок решения спорных вопросов между регоператором и его клиентами. Вместо того чтобы клиент подавал в суд на решения регоператора, с которыми он не согласен, и почти автоматической реализацией этого решения путем обязательного введения в действие типового договора на условиях регоператора, предлагается в спорных ситуациях считать типовой договор заключенным на условиях клиента, а в случае несогласия – регоператору оспаривать его в судебном порядке.

Включить в нормативные документы и в типовой договор пункт по которому, специально изготовленные контейнеры для ТБО считаются средствами измерения объемов ТБО и подпадают под действия всех пунктов нормативных документов о средствах измерения.

В соглашение органов власти РТ с регоператором включить пункт, по которому стороны обеспечивают получение и ежемесячную публикацию данных, необходимых для анализа конкурентоспособности татарстанского бизнеса по составляющей расходов на ТКО.

Обязать регоператора действовать в соответствии с нормативными документами и сложившейся практикой, которые не запрещают пользоваться коммерческим учетом ТБО и оплатой за услуги регоператора, исходя из фактически сданных объемов ТБО, посчитанных на базе типовых контейнеров, согласованных с регоператором.

Запретить регоператору, без согласования с ТПП, использовать юридическую аргументацию, связанную с событиями непреодолимой силы с целью отмены (переоформления) действующих договоров с клиентами не в их пользу.

Предложения Николая Атласова по тарифам, заинтересовывающим внедрять раздельный сбор отходов, можно объединить с мерами по прекращению фактического субсидирования бизнесом – льготных тарифов для населения, путем существенного повышения тарифов для населения на не отсортированные отходы.

Не исключено, что при рассмотрении мероприятий по повышению конкурентоспособности регионального бизнеса, будет принято решение, что во многих регионах РФ экономически и экологически целесообразно не гнаться за чрезмерно затратной европейской практикой работы с отходами, а использовать оптимальные отечественные решения.

Есть подозрения, что т. н. коллективный запад собирается «экологической гонкой» еще больше закрепить отставание экономик развивающихся стран (в т. ч. РФ), также, как когда –то, существенно подорвал конкурентоспособность экономики СССР, навязанной США гонкой вооружений.

Заслуженный экономист РФ, заместитель Председателя Экспертного совета предпринимателей ТПП Евгений Гольдфайн


ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ С САЙТА ПРОСЬБА ССЫЛАТЬСЯ НА ПРЕСС-ЦЕНТР ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ.

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях и мессенджерах.

ВКонтакте  Инстаграм  Телеграм  Ватс Ап

 


Поделиться:

Возврат к списку


Яндекс.Метрика